Километрах в сорока от Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), по Калужскому шоссе расположена внешне мало примечательная небольшая деревня под названием Ворсино, ставшая в последние годы, как и многие подобные деревни, местом активного освоения огородниками и садоводами или, попросту говоря, «дачниками». Среди них много лиц из числа местного населения района поселка Вороново, сохранивших тут свои участки. Но немало и приезжих из Москвы, а также из Подольска, Троицка и других городов Подмосковья.
Однако мало кто из живущих или отдыхающих в Ворсино знает о подлинной истории этого места, которое еще сравнительно недавно было вовсе не рядовой деревней, а называлось «селом». Именно селом, то есть «крестьянским поселением с церковью», как определяет его известный «Словарь русского языка» Владимира Даля. И было село Ворсино свидетелем и участником событий, происходивших на территории нашего государства с незапамятных времен.
Сохранившихся письменных памятников, связанных с историей села Ворсино, не так уж много. Тем не менее, даже они позволяют с определенной уверенностью сказать, что корни села уходят в далекое прошлое, к годам царствования Ивана Грозного, а возможно и в еще более раннее Средневековье.
Название и описание Ворсино содержится в предвоенном каталоге «Архитектурные памятники Московской области», что свидетельствует об его некоторой исторической значимости.
В ХIХ веке был издан известный труд В. и Г. Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и селах ХVII-XVIII столетий Выпуск 7-ой (Перемышльская и Хотунская десятины), Москва, 1889 г.», где тоже кратко упомянуты церкви села Ворсино.
Пожалуй, наиболее интересным источником об истории этого места является изданная в 1898 году в Москве специальная книга «Село Ворсино Московской губернии Подольского уезда», написанная протоиереем Василием Рудневым. Эта книга имеется и по сей день в Государственной Исторической библиотеке и ее при желании можно там и прочитать.
«Село Ворсино, - пишет протоиерей Василий Руднев, - находится в 50-ти верстах от Москвы к югу, между дорогами Старо-Калужскою и Варшавским шоссе, на берегу реки Мочи. В течение трех веков оно принадлежало древнему роду бояр Колычевых и лишь в начале XIX века «вышло из их рода».
По имеющимся письменным источникам, по словам В.Руднева, за последние три столетия в селе Ворсино известны четыре храма.
Сначала там стояла деревянная церковь в честь святого Андрея Стратилата, которая просуществовала не более шестидесяти лет.
В переписи 1681 г. говорится о деревянной церкви Пресвятой Богородицы Федоровской с приделом святого Филиппа. В одном из документов 1722 г. значится: в селе Ворсино церковь святого Филиппа Митрополита.
Будущий митрополит Филипп, до пострижения Федор Степанович Колычев, родился в 1507 г. Происходил он из старомосковского боярского рода, начальные страницы истории которого связаны с борьбой московских князей за объединение Руси. Колычевы, как и Романовы, вели свое происхождение от некоего Андрея Кобылы.
Около 1538-1539 гг. Федор Колычев попал в Соловецкий монастырь и постригся в монахи под именем Филиппа. А спустя 10 лет стал игуменом Соловецкого монастыря. В этом качестве Филипп имел большой авторитет среди верующих и в 1566 г. был поставлен по воле Ивана Грозного митрополитом. Однако вопреки ожиданиям царя, упрямый и суровый Соловецкий игумен сразу же развернул борьбу против опричнины.
Одно из первых его просьб к царю, высказанная в некоторой степени даже в ультимативной форме после избрания его митрополитом, сводилась к необходимости отмены опричнины.
Согласно сочинению И.Таубе и Э.Крузе, лифляндских авантюристов, попавших в плен к Ивану IV во время Ливонской войны в 1560 г, в котором, в частности, изображены «ужасные злодеяния» царя московского в опричные годы 1564-1571, митрополит Филипп в Успенском соборе в присутствии духовенства и всех бояр заявил: «До каких пор будешь ты проливать кровь без вины кровь верных людей и христиан?.. Татары и язычники и весь свет может сказать, что у всех народов есть законы и право, только в России их нет. Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек, и он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками».
Филипп протестовал против двух следствий опричнины - разделения страны на две части («не разделяти, твоя бо есть едина держава», если же царство разделится, то оно запустеет) и против казней. Считается, что особенно негодовали на митрополита опричники Малюта Скуратов и Василий Грязной.
Как пишет Василий Руднев, за то, что Филипп «не страшась гнева царского, обличал царя в жестокости и немилосердии» он был задушен опричником Малютой Скуратовым в Отрочь монастыре, в Твери, в 1569 г.
В 1631 г. митрополит Филипп был причислен Русской православной церковью к лику святых. Мощи его почивают в Москве, в Успенском соборе.
В 1748 г., согласно Рудневу, был построен в Ворсино новый деревянный храм Федоровской иконы Богоматери, который простоял около ста лет.
«После упадка Колычевых храм и причт села Ворсино были приписаны к соседнему селу Никольскому-Колчево».
В 1834 г. новая владелица села Татьяна Сергеевна Карина «испросила разрешения» построить новый храм, каменный во имя Федоровской иконы Богоматери с приделом святого Филиппа. Храм был освящен в 1837 г.
Под приделом св. Филиппа, сообщает В.Руднев, есть пещера, в ней похоронен двоюродный его дядя Григорий Семенович Колычев.
Иван Грозный гневался на весь род Колычевых и громил их. Эти гонения описаны в исторических книгах. Григорий был даже закован в цепи, сидел в Москве в темнице. Остаток дней своих провел в Ворсино в посте и молитве. Умер в 1592 г.
По словам Руднева, существует много преданий, связанных с захоронением боярина Григория Колычева. На его могилу приносили больных, служили панихиды, якобы из нее было свечение. «Прихожане песок могилы Григория уносят домой, настаивают водой и пьют от глазных болезней».
В книге описываются убранство и предметы церкви: росписи, иконы, деревянные чаши и т.п. Особенно ценилась местная икона Федоровской Богоматери. Чтили ее чудотворной. Имелась церковная библиотека, но без древних книг. Она пострадала во время войны 1812 г.
«Нынешний храм, пишет протоиерей Руднев, - хотя и необширен, но благолепен, так что превосходит многие сельские храмы богатых приходов».
В одном из примечаний говорится, что в приходе села Ворсино около 100 крестьянских душ.
В заключении автор сообщает, что с 1886 г. владельцем села Ворсино стал коллежский советник - врач Ефрем Тимофеевич Родионов.
К сожалению, не удалось выяснить, каких-либо подробностей деятельности этого последнего хозяина имения, хотя можно предположить, что будучи врачом он среди прочего занимался и медицинской практикой. Известно только, что умер он в канун Первой мировой войны. На остатке надгробия, лежащем неподалеку от церкви, сохранилась надпись следующего содержания:
«Коллежский советник Ефрем Тимофеевич Родионов скончался 12 февраля 1914 года. Жития его было 65 лет».
Время не сохранило каких-либо материальных следов истории села Ворсино XVIII и предшествующих столетий, хотя нельзя исключать, что они могут быть случайно найдены в процессе хозяйственной деятельности на земле, например, при копке погребов, канав и т.д.
Памятником более позднего, XIX века являются сохранившиеся остатки некогда существовавшей на этом месте усадьбы Ворсино, включенной в официальный реестр Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры нашего государства. В паспорте, датированном 1976 г., о ней говорится как об «обычной провинциальной подмосковной небогатой усадьбе с регулярным парком в старинной вотчине бояр Колычевых».
От бывшего усадебного комплекса частично сохранились главный дом, церковь Федоровская «духовная семинария», а также остатки липового парка. Об истории создания церкви говорилось выше. Но кто был заказчиком и строителем других зданий и точное время их возведения неизвестно.
Особенностью планировочной структуры усадьбы, отмечают эксперты, является компактная группировка главного дома, церкви и «семинарии». Въезд в усадьбу осуществляется двумя путями - по западной аллее парка от деревни и по аллее с юга. От деревни усадьба отделялась аллеей серебристых тополей. Парк располагался к северу от главного дома и выходил к реке Моча. Вокруг усадьбы имелись обширные посадки акации.
О главном доме усадьбы Ворсино в паспорте говорится, что он расположен в центре усадебного комплекса и очень скромной архитектуры.
Это двухэтажное здание, состоящее из двух примыкающих друг к другу разделенных капитальной стеной объемов, имеет в плане форму буквы «Г». Главный вход находится с запада. Сразу же напротив входа начиналась лестница, ведшая на второй этаж. Позднее она была разрушена. От декора здания сохранились только тяга, разделяющая этажи и арочное окно в двойной нише с южного фасада.
«Духовная семинария» характеризуется экспертами службы охраны памятников как «кирпичный дом административного назначения крайне простой архитектуры в стиле позднего классицизма», построенный одновременно с главным домом усадьбы. Двухэтажное здание имеет в плане прямоугольную форму. Декор частично утрачен, внутренняя планировка изменена.
В заключениях, касающихся состояния обоих домов, отмечается, что каких-либо реставрационных работ в них не проводилось, элементы декора фасадов, интерьера, особенно покрытие и полы, находятся в плохом и даже аварийном состоянии. Находясь на балансе Вороновского сельсовета, дома долгое время стоят без использования.
Дома были проданы в собственность в конце 80-х годов, и, только благодаря большим стараниям и крупным капиталовложениям новых хозяев на протяжении последующих лет, были полностью восстановлены и, таким образом, спасены от постепенного неминуемого разрушения.
Что касается парка, когда-то бывшего украшением усадьбы, он запущен и зарос. Часть аллей утрачена, в частности, основная часть западной аллеи из серебристых тополей, ведущей из деревни к главному дому, а также почти вся восточная аллея. Большое количество деревьев вырублено под поля и огороды. Частично сохранились лишь остатки липового парка к северу от главного дома бывшей усадьбы.
Наиболее примечательной частью ансамбля усадьбы Ворсино была и остается кирпичная церковь Федоровская. Это здание в стиле ампир со скромным белокаменным декором и оригинальной архитектурой. По композиции напоминает парковый павильон. Схема композиции - четверик с алтарем и притвором, в объем которого вкомпанована колокольня. От колокольни остался только нижний ярус с крестовым сводом. Не сохранились элементы основного объема храма, в том числе северная часть притвора. Частично разрушен декор, утрачена роспись. Имеются большие пробоины в перекрытиях подвала храма. Хотя на церкви висит табличка, напоминающая о том, что она находится под охраной государства как исторический памятник, она являет собой образец запущенности.
Достаточно сказать, что помимо окружающих со всех сторон церковь сорняков на крыше ее выросли небольшие березки. Наглядным проявлением современной «культуры» в отношении прошлого является и просуществовавшая несколько лет за церковью самодеятельная помойка.
Между тем, представление о том, что Ворсино перестало быть селом, то есть поселением с действующей церковью, сразу же после Октябрьской революции 1917 г., не соответствует действительности. Федоровская церковь продолжала функционировать, по воспоминаниям старожилов села, до начала тридцатых годов ХХ века, когда началось колхозное строительство.
В самом Ворсино в то время, как говорят, было не больше десятка крестьянских дворов. Поэтому церковь продолжали посещать соседи из Юдановки и некоторых других близлежащих деревень. Здесь отмечались пасхальные, рождественские и другие крупные православные праздники, крестили детей, совершали обряды венчания. Собственными престольными праздниками были дни иконы Федоровской Богоматери - 27 марта и 29 августа и дни памяти святого Филиппа - 22 января и 16 июля.
После закрытия и разграбления церкви ее некоторое время использовали как колхозный склад. В вырытой специально для этого подземной части хранили картофель, а наверху - зерновые.
Одновременно шло разрушение небольшого церковного кладбища, на котором прежде хоронили лишь богатых людей. Разграбление подогревалось слухами о якобы имевшихся в захоронениях драгоценностях вплоть до выдуманной кем-то легенде о «золотой сабле» и т.п. Помимо вскрытия могил были растащены надмогильные памятники и камни.
Как рассказывают старожилы, позднее, уже после Великой Отечественной войны, здание церкви какое-то время использовалось как колхозный клуб. Для этого внутри были настланы деревянные полы, оформлены вход и стены. Здесь отмечали праздники, проводили собрания, устраивали различные клубные мероприятия. В хорошую погоду они проводились на воздухе в еще относительно сохранившемся липовом парке и вдоль аллей, обсаженных густыми кустами сирени… Те, кто помнит это время, вспоминают о нем с теплотой и удовольствием.
Что касается усадьбы самого Ворсино, то в советское время у нее было несколько этапов.
Вскоре после революции, в двадцатые годы, крестьянами села была создана коммуна. Она имела общий скотный двор, мельницу.
В тридцатые годы с созданием колхоза в Ворсино приехало много переселенцев из Рязанской, Тульской и других южных областей. Для размещения, особенно на первом этапе, в обоих старинных зданиях около церкви - главном доме усадьбы и «семинарии» - были устроены общежития. По мере создания собственных крестьянских хозяйств переселенцами эти здания или части их использовались под школу, медицинский пункт, клуб. К сожалению, двухэтажное здание «семинарии» сильно пострадало в июле 1996 г. от случившегося тут пожара.
К моменту создания совхоза в начале шестидесятых годов в Ворсино уже было 34 крестьянских двора. Но вскоре после этого началось массовое переселение в центральную усадьбу Вороново.
В 1997 году, когда составлялся первоначальный вариант данного очерка, в Ворсино остались лишь семь человек, имеющих здесь постоянную прописку. Следует назвать поименно этих уважаемых старожилов:
Дубков Иван Дмитриевич
Дубкова Елизавета Тимофеевна
Ермолова Анна Михайловна
Еронина Татьяна Васильевна
Николаева Елена Григорьевна
Подлесных Арина Сергеевна
Федотова Анна Ивановна
Наряду с ними в Ворсино почти постоянно, особенно в летний период, проживает много бывших жителей села, сохранивших здесь свои сады и огороды, но юридически считающимися жителями главной усадьбы в Вороново или других мест.
Однако в последние годы сезонное население Ворсино, а вместе с ним и число новых дачных хозяйств растет за счет приезжих из Москвы и городов Подмосковья, чему мы все являемся свидетелями.
А это значит, что история храма Ворсино продолжается…
Составил в 1997 г. Евстафьев Александр Петрович (1929-2008)
|